Недавно мой дядя прислал мне видео, в котором Анатолий Вассерман выступает в защиту Сталина и значительно умаляет его вину в репрессиях в 30-е годы в Советском Союзе. Естественно, у меня это вызвало негативную реакцию и я ответил дяде в довольно резкой форме что “Россия, которая так и на пересмотрела свое страшное прошлое (и сегодняшний Российский строй тому доказательство), к сожалению, еще больше отдаляется от этой необходимости из-за таких псевдо-интеллектуальных чудаков”. Ответ Володи заставил меня не только посмотреть на вопрос о Сталине иначе, но и вызвал желание опубликовать его.
“В последнее – а точнее, и не только в последнее – время стало своеобразной модой обвинять во всем Сталина. Это превратилось в очень удобную жизненную позицию – сначала для тех, кто был рядом с ним, на разных степенях отдаления от него (в те же времена), а потом и для остальных
«А что мы могли сделать? – он бы нас всех тут же в порошок».
«Мы старались выполнять свою задачу несмотря ни на что».
«Такое время было. Все тогда были другими» и т.д.
Самообеспечение индульгенциями. Как за прошлые грехи, так и за будущие.
А поскольку история повторяется дважды – первый раз в виде трагедии, второй раз – в виде фарса, то мы можем наблюдать в той же стране бывшего Подполковника, претендующего на роль бывшего генералиссимуса.
И снова те же разговоры.
«А что мы? Мы такие маленькие винтики, что от нас ничего не зависит» (И голосуют не за того, кого уважают, а за того, За кого велят).
«Какая разница, кто будет «наверху» – мы будем работать, как и прежде» (И отказываются от участия в общественной жизни).
«Сейчас такое время, что власть ничего не решает. Все решают деньги» (И продолжают подгребать к себе все, что можно. А иногда – и то, чего нельзя).
Сталин умер. Как человек. А как идея – живет и процветает. Сталин (по крайней мере – для меня) – третий по своим масштабам диктатор ХХ века (после Гитлера и Ленина). Но он был не один. Вокруг него – сотни людей с душонкой в «пол сталина» (новая единица измерения), тысячи – в «четверть сталина», миллионы – в десятую часть «сталина».
Сталин – вершина пирамиды. Кто на вершине был – помним. Кто пытается сейчас залезть – видим. А в теле пирамиды – миллионы с душою рабов и холуев разного калибра.
Вот из-за этих я и не хочу говорить об ответственности Сталина. Не виноват, окаянный. Вот эти самые тысячи и миллионы рабов и холуев – вот они виноваты. Те, которые с восторгом исполняли любое желание барина. Те, которые пытались предугадать новые желания барина. Те, которые писали доносы на всех и вся – лишь бы что-то поиметь с тех доносов (Отвлекусь на поразительное – а может и нет – совпадение: и НКВД и Гестапо в 30-е годы оказались не в состоянии обработать все поступающие доносы – так их было много. Для обоих спецслужб цифры примерно совпали: 70% доносов даже не рассматривались).
Те, которые так жаждали власти над другими, что стремились к громким должностям невзирая на то, что три их предшественника закончили жизнь в «подвалах НКВД». Те, кто с восторгом отказывались видеть и думать. Они и создали Сталина. И создадут еще. Их невероятно много. И у всех них одно оправдание: во всем виноват Сталин. А если он в «пол сталина» или более того – «в четверть» – это в порядке.
Эйхе, о котором упоминал Вассерман, несколько лет был руководителем «Тройки». Им (документально подтверждено) подписано 34872 приговора. Более четверти из них – «к высшей мере». В Новосибирске одна из улиц носит имя Эйхе. До сих пор. Сталин виноват?
А сколько в той стране улиц, проспектов и площадей носят имена тех, чья заслуга лишь в том, что они пролили массу крови?
Парадоксально, но именно Сталин мешает десталинизации. Помните замечательную сказку Шварца «Дракон» (Или замечательный фильм Захарова «Убить Дракона»)? «В каждом из них нужно убить дракона» – сказал Ланцелот, показывая на толпу. Сталин меня более не интересует. Он не опасен (он мертв). Опасны его реинкарнации – а в той стране сохраняется питательная почва для этих реинкарнаций.
— Владимир Смолович